Импрессионизм - направление во Французской культуре второй половины XIX века
Импрессионизм возник во французском искусстве второй половины XIX века сначала в поэзии, затем в живописи и музыке. Во французской поэзии выдвинулись поэты-символисты: Поль Верлен, Стефан Малларме, Шарль Бодлер, влияние которых обнаруживается в ранних произведениях Дебюсси и Равеля - главным представителям импрессионизма в музыке. В живописи это новое направление объединило талантливых художников: Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писсаро. Основное, что сблизило этих художников было то, что они вышли из мастерских на открытый воздух и стали писать непосредственно с натуры. Тогда, как, все художники до второй половины XIX века, несмотря на принадлежность к различным школам, создавали свои картины в стенах мастерской, предпочитая нейтральное освещение. В противовес «академическому» искусству, чуждому жизни современной Франции, художники-импрессионисты брали с собой на этюды довольно большие холсты и писали на них чистыми красками прямо из тюбика, не смешивая их, как всегда было принято в классической живописи. Рядом на холсте клали чистые тона, например: красный и зелёный, или жёлтый и фиолетовый. От этих контрастов, краски, положенные крупными раздельными мазками, казались нестерпимо яркими, а предметы, которые новые художники не стремились обводить линейным контуром, теряли точность очертаний и растворялись в окружающей среде.
С целью усилить это растворение новые живописцы искали особые природные эффекты: они любили дымку, туман, дождь; любовались тем, как играют пятнышки света на фигурах людей в кружевной тени деревьев.
Художники нового направления объединились, восставая своим творчеством и совершенно новым методом против традиций и канонов академической живописи. В 1874 году, собранные вместе на первой групповой выставке, их произведения вызвали настоящий шок. Вот имена этих новых художников: Клод Моне, Камилл Писсарро, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Поль Сезанн. Клод Моне показал среди других полотен картину «Впечатление. Восход солнца». Впечатление – по-французски impression: отсюда и пошло название импрессионисты, то есть «впечатлисты». Это слово пустил в оборот журналист Луи Леруа, в шутку, но сами художники его приняли, так как оно действительно выражало суть их подхода к натуре.
Импрессионисты считали, что задача искусства – верно отражать впечатления от окружающего мира – живого и вечно меняющегося. Жизнь представляет собой череду неповторимых мгновений. Именно поэтому задача художника – отражать действительность в её непрестанной изменчивости. Предметы и существа нужно изображать не такими, какие они есть, а так, как они выглядят в данный момент. Чтобы верно отразить свои впечатления, художник должен работать не в мастерской, а на природе, то есть на пленэре. А чтобы верно передать окружающий мир, нужно писать быстро и закончить картину за несколько часов или даже минут, а не как в былые времена – за несколько недель или месяцев. Пьер Огюст Ренуар: Regatta at Argenteuil (Регата в Аржантее)
Новое направление, так ярко проявившее себя в живописи, оказало влияние и на другие виды искусств: поэзию и музыку. Музыкальный импрессионизм наиболее полное воплощение получил в творчестве двух французских композиторов: Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Также как и в живописи, музыкальный импрессионизм складывался в обстановке непрекращающейся борьбы между традиционным и новым. Он утверждался в противовес к устаревшим «академическим» традициям музыкального искусства Франции конца XIX начала XX века. Молодые Дебюсси и Равель в полной мере ощутили это на себе. Их первые творческие опыты встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства Парижской консерватории, как и картины художников-импрессионистов. Композиторов-импрессионистов обвиняли в желании «сделать что-либо странное, непонятное», в «преувеличенном чувстве музыкального колорита». Неодобрение консерваторской профессуры вызвала фортепианная пьеса Равеля «Игра воды», и он не получает Римскую премию в 1903 году.
Дебюсси и Равелю пришлось пробивать себе дорогу в искусстве в одиночестве, ибо у них почти не было единомышленников и соратников. Весь их жизненный и творческий путь был полон поисков и смелых экспериментов в области музыкальных жанров и средств музыкального языка.
Музыкальный импрессионизм вырос на почве национальных традиций французского искусства. Красочность, декоративность, интерес к народному искусству, к античной культуре, большая роль программности всегда были характерны французской музыке. Все это ярко проявилось в творчестве Дебюсси и Равеля.
В творчестве художников и композиторов импрессионистов обнаруживается много общего.
Прежде всего, это родственная тематика – жанровые сценки, портретные зарисовки, пейзаж.
Ведущей темой становится «пейзаж».
В картине «Бульвар капуцинок в Париже» К. Моне композиция построена на контрасте непрерывного движения пешеходов и статичных форм домов и стволов деревьев; на контрасте теплого и холодного колорита; на выразительном временном контрасте – две застывшие фигуры как бы выключены из быстротекущего времени. Изображение дано смазанным и неуловимым, возникает ощущение наложения на один кадр нескольких изображений, снятых с одной точки. Мелькание, мерцание, движение. Нет предметов. Есть жизнь города.
Большое внимание уделяли художники-импрессионисты образам природы. У них такой пейзаж, в котором сам предмет отступает на второй план, и главным героем картины становится изменчивый и непостоянный свет. Paul Cézanne - Clearing 1867:
Необычное отношение к пейзажу и у композиторов-импрессионистов.
Ø Дебюсси и Равеля в образах природы привлекает, прежде всего то, что движется: дождь, вода, облака, ветер, туман и тому подобное. Например, такие пьесы Дебюсси: «Ветер на равнине», «Сады под дождем», «Туманы», «Паруса», «Что видел западный ветер», «Вереск».
«Игра воды» Равеля.
Однако, рисуя картины природы, композиторы не стремились к чисто изобразительному решению образа. Для них было важно передать определенное настроение, ощущение, свое отношение к данному поэтическому образу. Каждая пейзажная зарисовка имеет определенную эмоциональную окраску. Суровое, а иногда и мрачное настроение может мгновенно смениться опьяняющей радостью. Очень точно сказал об этом И. В. Нестьев: «Чарующие звуковые пейзажи Дебюсси – картины моря, леса, дождя, ночных облаков – всегда проникнуты символикой настроения, «тайной невыразимого», в них слышится то любовная истома, то нотки горестной отрешенности, то ослепительная радость бытия».
Ø Наряду с «лирическим пейзажем» не менее типичной для импрессионистов темой стал «лирический портрет». В таких пьесах композиторам удается несколькими точными штрихами создать вполне реальный, жизненный музыкальный образ. Например, музыкальные портреты: полная юмора, с чертами гротеска пьеса Дебюсси «Генерал Лявин-эксцентрик» - https://youtu.be/w2niXh66Q2g
Или светлая, с оттенком печали пьеса Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» - https://youtu.be/iMsYccRKfVw
Ø Композиторы-импрессионисты часто обращаются к жанрово-бытовым сюжетам. В жанрово-бытовых зарисовках Дебюсси использует бытовые музыкальные жанры, танцы разных эпох и народов. Например, народные испанские танцы в пьесах «Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры». Обращается Дебюсси и к современным ритмам, например: Дебюсси «Кукольный кэк-уок» - https://youtu.be/KTTRhvqOYVw
Есть пьесы, навеянные сказочными и легендарными мотивами – «Феи – прелестные танцовщицы», «Затонувший собор»- https://youtu.be/IbFRNFORysE, «Танец Пека».
Ø Ряд пьес связан с другими видами искусств: с поэзией («Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют», «Терраса, освещаемая лунным светом»), с произведениями античного изобразительного искусства («Дельфийские танцовщицы», «Канопа»). Важно подчеркнуть, что в изображении всех этих сюжетов, Дебюсси, прежде всего, интересует атмосфера, окружающая данный образ, его фон. Дебюсси важно показать эмоциональное восприятие этого явления. Поэтому изображаемые им образы часто зыбкие, неуловимые, расплывчатые, ускользающие. Отсюда идет и тяготение композиторов-импрессионистов не к крупным формам, а к миниатюрам, в них легче передать мимолетные впечатления от различных явлений, смену настроений.
Произведения композиторов импрессионистов – программны. Для композиторов-импрессионистов характерна картинно-созерцательная программность, без активного развития образа, сюжета. Программные заголовки и литературные комментарии носят условный характер. Они выражают лишь общую поэтическую идею, живописно-картинный, а не сюжетный замысел сочинения. К тому же, как бы не желая «навязывать» свой замысел исполнителю и слушателю, Дебюсси в прелюдиях, например, выносит заголовок в конец пьесы, заключая его в скобки и окружая многоточием.
Для Дебюсси очень важна образная сторона исполнения его пьес. Так как в них нет последовательного развития сюжета, то на первый план выходят живописно-красочные задачи. Чтобы выразить их максимально точно, Дебюсси использует словесные указания в своих произведениях и уточняющие пояснения для исполнителя. Например, «как отдаленный звук рога», «как нежное и печальное сожаление», «как гитара», «почти барабан», «тихо звучит в густом тумане», «вибрируя», «колко», «нервозно и с юмором». Это может быть даже развернутое описание, как, например, в «Шагах на снегу»: «Этот ритм должен соответствовать по звучанию печальному и холодному фону пейзажа». Подобные авторские указания подчеркивают стремление композитора подчинить технические, виртуозные задачи картинно-живописным, художественным.
Живописный импрессионизм очень сильно повлиял на музыку в области средств выразительности. Так же, как и в живописи, поиски Дебюсси и Равеля были направлены на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада, гармонии, мелодии, метроритма, фактуры, инструментовки. Дебюсси и Равель создают новый, импрессионистский музыкальный язык.
Значение мелодии, как основного выразительного элемента музыки ослабляется, она растворяется в гармоническом фоне. Нет ярких, широких мелодий, лишь мелькают короткие мелодические фразы. Зато необычайно возрастает роль гармонии. На первый план выступает ее красочное значение. В произведениях импрессионистов очень важен колорит. Красочность звучания достигается использованием новых, необычных аккордов терцовой и нетерцовой структуры, в соединении которых преодолеваются вводнотоновые тяготения. Характерны сложные, неустойчивые гармонии: увеличенные трезвучия, уменьшенные септаккорды, нонаккорды. Расширяют вертикаль до двенадцатизвучия, окружают терцовую структуру побочными тонами, используют параллельное движение аккордов. Например, в пьесе Дебюсси «Затонувший собор» - https://youtu.be/IbFRNFORysE
Важную роль для создания особой красочности звучания играют лады. Дебюсси и Равель часто обращаются к старинным народным ладам: дорийскому, фригийскому, миксолидийскому, пентатонике. Например, в пьесе «Пагоды» - пентатоника. Используют лад с двумя увеличенными секундами – «Ворота Альгамбры», необычные сочетания мажора и минора – «Снег танцует». Кроме мажорных и минорных ладов, обращаются к целотонному ладу - «Паруса», к хроматическому – «Чередующиеся терции». Такое разнообразие ладовой палитры у музыкантов-импрессионистов аналогично огромному обогащению цветовой палитры у художников-импрессионистов.
Для музыки Дебюсси и Равеля становится характерным: неожиданная смена далеких тональностей, сопоставление тоник разных тональностей, употребление неразрешенных диссонантных созвучий. Все это ведет к размыванию ощущения тональности, ладовых устоев, к затушевыванию тоники. Отсюда тональная неопределенность, неустойчивость. Такое «балансирование» между далекими тональностями, без явного предпочтения одной из них, напоминает тонкую игру светотеней на полотнах художников-импрессионистов. А сопоставление нескольких тонических трезвучий или их обращений в отдаленных тональностях производит впечатление, аналогичное мелким мазкам «чистых» красок, расположенных рядом на холсте и образующих неожиданные новые цветовые сочетания. Например: ноктюрн Дебюсси «Облака»: https://youtu.be/8y_ep4ucCt8
В этой пьесе Дебюсси дает такое литературное предисловие: «Облака – это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проходящими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом». Пьеса воссоздает живописный образ бездонной глубины неба с его трудно определимым цветом, в котором причудливо смешиваются разнообразные оттенки. Одна и та же поступенная, как бы колышущаяся, последовательность из квинт и терций создает ощущение чего-то застывшего, меняющего лишь изредка оттенки.
Вместе с ладогармоническим языком, основную выразительную роль в произведениях импрессионистов играет оркестровка.
Оркестровый стиль Дебюсси отличается особо ярким своеобразием. Дебюсси обладал удивительным даром слышать внутренний голос инструмента, его звучащую душу. Разрушая стереотипы и привычные представления, Дебюсси открыл красивое и неслыханное доселе звучание. Эта способность позволила композитору понять и раскрыть сущность инструмента. Она помогла услышать в звуке альтовой флейты печальный звук рога, теряющийся в листве, в звуке валторны – тоску человеческого голоса, заглушаемого журчанием воды, а во флажолетах струнных – капли дождя, стекающие с мокрых листьев. Дебюсси значительно расширяет колористические возможности оркестра. Композитор редко вводит в оркестр новые инструменты, но использует множество новых приемов в звучании, как отдельных инструментов, так и групп оркестра. У Дебюсси преобладают «чистые» тембры, группы оркестра (струнная, деревянная духовая, медная духовая) смешиваются редко, зато возрастает красочно-колористическая функция каждой группы и отдельных солирующих инструментов. Струнная группа теряет свое господствующее значение, а деревянные духовые занимают центральное место в силу яркой характерности тембров. Усилилась роль арфы, ее звучание вносит прозрачность, ощущение воздуха. Дебюсси использует необычные регистры инструментов, разнообразные приемы игры. Как новую тембровую краску Дебюсси использует человеческий голос. Например, в пьесе «Сирены» из сюиты «Ноктюрны» композитору главное не изобразить пение сирен, а передать игру света на морских волнах, многообразный ритм моря. «Сирены»: https://youtu.be/3w9-bGd5SBA
Со времён античности в мировой эстетике господствовала теория подражания в искусстве, импрессионисты утвердили новую концепцию, согласно которой художник должен воплощать на своих полотнах не объективный окружающий его мир, а своё субъективное впечатление от этого мира. Многие направления в искусстве последующего, XX века, появились, благодаря новым методам импрессионизма.





Комментариев нет:
Отправить комментарий