вторник, 31 января 2017 г.

Зарубежная музыка

Импрессионизм -  направление во Французской культуре второй половины XIX века

Импрессионизм возник во французском искусстве второй половины XIX века сначала в поэзии, затем в живописи и музыке. Во французской поэзии выдвинулись поэты-символисты:  Поль Верлен,  Стефан  Малларме, Шарль Бодлер, влияние которых  обнаруживается в ранних произведениях Дебюсси и Равеля -  главным представителям импрессионизма в музыке.  В живописи это новое направление объединило талантливых художников: Эдуарда Мане, Клода Моне,  Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля  Писсаро.  Основное, что сблизило этих художников было то, что они вышли из мастерских на открытый воздух и стали писать непосредственно с натуры Тогда, как, все художники до второй половины XIX веканесмотря на принадлежность к различным школамсоздавали свои картины в стенах мастерскойпредпочитая нейтральное освещениеВ противовес «академическому» искусству,  чуждому жизни современной Франции, художники-импрессионисты  брали  с собой на этюды довольно большие холсты и писали на них чистыми красками прямо из тюбика, не смешивая их, как всегда было принято в классической живописи.  Рядом на холсте клали чистые тона, напримеркрасный и зелёный, или жёлтый и фиолетовыйОт этих контрастовкраскиположенные крупными раздельными мазкамиказались нестерпимо яркимиа предметыкоторые новые художники не стремились обводить линейным контуромтеряли точность очертаний и растворялись в окружающей среде

Waterloo Bridge-  Claude Monet:

С целью усилить это растворение новые живописцы искали особые природные эффектыони любили дымкутумандождьлюбовались темкак играют пятнышки света на фигурах людей в кружевной тени деревьев.
Художники нового направления объединилисьвосставая своим творчеством и совершенно новым методом против традиций и канонов академической  живописиВ 1874 годусобранные вместе на первой групповой выставкеих произведения вызвали настоящий шок Вот имена этих новых художниковКлод МонеКамилл ПиссарроЭдгар ДегаОгюст РенуарПоль СезаннКлод Моне показал среди других полотен картину «ВпечатлениеВосход солнца». Впечатление  по-французски impressionотсюда и пошло название импрессионистыто есть «впечатлисты»Это слово пустил в оборот журналист Луи Леруав шуткуно сами художники его принялитак как оно действительно выражало суть их подхода к натуре.
Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца»

Импрессионисты считаличто задача искусства  верно отражать впечатления от окружающего мира  живого и вечно меняющегосяЖизнь представляет собой череду неповторимых мгновенийИменно поэтому задача художника  отражать действительность в её непрестанной изменчивостиПредметы и существа нужно изображать не такимикакие они естьа таккак они выглядят в данный моментЧтобы верно отразить свои впечатленияхудожник должен работать не в мастерскойа на природето есть на пленэреА чтобы верно передать окружающий мирнужно писать быстро и закончить картину за несколько часов или даже минута не как в былые времена  за несколько недель или месяцев Пьер Огюст Ренуар: Regatta at Argenteuil  (Регата в Аржантее)

Новое направлениетак ярко проявившее себя в живописиоказало влияние и на другие виды искусствпоэзию и музыкуМузыкальный импрессионизм наиболее полное воплощение получил в творчестве двух французских композиторовКлода Дебюсси и Мориса Равеля.
Также как и в живописимузыкальный импрессионизм складывался в обстановке непрекращающейся борьбы между традиционным и новымОн утверждался в противовес к устаревшим «академическим» традициям музыкального искусства Франции конца XIX начала XX векаМолодые Дебюсси и Равель в полной мере ощутили это на себеИх первые творческие опыты встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства Парижской консерваториикак и картины художников-импрессионистов.  Композиторов-импрессионистов обвиняли в желании «сделать что-либо странноенепонятное»в «преувеличенном чувстве музыкального колорита»Неодобрение консерваторской профессуры вызвала фортепианная пьеса Равеля «Игра воды»и он не получает Римскую премию в 1903 году.
Морис Равель  - Игра воды:   https://youtu.be/aAOSSfDOpJs
Дебюсси и Равелю пришлось пробивать себе дорогу в искусстве в одиночествеибо у них почти не было единомышленников и соратниковВесь их жизненный и творческий путь был полон поисков и смелых экспериментов в области музыкальных жанров и средств музыкального языка.
Музыкальный импрессионизм вырос на почве национальных традиций французского искусстваКрасочностьдекоративностьинтерес к народному искусствук античной культуребольшая роль программности всегда были характерны французской музыкеВсе это ярко проявилось в творчестве Дебюсси и Равеля.
В творчестве художников и композиторов импрессионистов обнаруживается много общего.
Прежде всегоэто родственная тематика – жанровые сценки, портретные зарисовки, пейзаж.
Ведущей темой становится «пейзаж».
В картине «Бульвар капуцинок в Париже» КМоне композиция построена на контрасте непрерывного движения пешеходов и статичных форм домов и стволов деревьевна контрасте теплого и холодного колоритана выразительном временном контрасте  две застывшие фигуры как бы выключены из быстротекущего времениИзображение дано смазанным и неуловимымвозникает ощущение наложения на один кадр нескольких изображенийснятых с одной точкиМельканиемерцаниедвижениеНет предметовЕсть жизнь города. 
«Бульвар капуцинок в Париже» КМоне:

Большое внимание уделяли художники-импрессионисты  образам природыУ них такой пейзажв котором сам предмет отступает на второй плани главным героем картины становится изменчивый и непостоянный свет Paul Cézanne - Clearing 1867:

 Необычное отношение к пейзажу и у композиторов-импрессионистов.
Ø Дебюсси и Равеля в образах природы привлекаетпрежде всего точто движетсядождьводаоблакаветертуман и тому подобноеНапримертакие пьесы Дебюсси«Ветер на равнине»«Сады под дождем»«Туманы»«Паруса»«Что видел западный ветер»«Вереск».
 «Игра воды» Равеля
 Дебюсси – Лунный свет - https://youtu.be/6beaxob2kBQ
Дебюсси - Ветер на равнине https://youtu.be/za9fs0j02Eg

 Однакорисуя картины природыкомпозиторы не стремились к чисто изобразительному решению образаДля них было важно передать определенное настроениеощущениесвое отношение к данному поэтическому образуКаждая пейзажная зарисовка имеет определенную эмоциональную окраскуСуровоеа иногда и мрачное настроение может мгновенно смениться опьяняющей радостьюОчень точно сказал об этом ИВНестьев«Чарующие звуковые пейзажи Дебюсси  картины морялесадождяночных облаков  всегда проникнуты символикой настроения«тайной невыразимого»в них слышится то любовная истомато нотки горестной отрешенностито ослепительная радость бытия».
Ø  Наряду с «лирическим пейзажем» не менее типичной для импрессионистов темой стал «лирический портрет». В таких пьесах композиторам удается несколькими точными штрихами создать вполне реальныйжизненный музыкальный образНапримермузыкальные портретыполная юморас чертами гротеска пьеса Дебюсси «Генерал Лявин-эксцентрик» - https://youtu.be/w2niXh66Q2g
Или светлаяс оттенком печали пьеса Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» - https://youtu.be/iMsYccRKfVw

Ø Композиторы-импрессионисты часто обращаются к жанрово-бытовым сюжетамВ жанрово-бытовых зарисовках Дебюсси использует бытовые музыкальные жанрытанцы разных эпох и народовНапримернародные испанские танцы в пьесах «Прерванная серенада»«Ворота Альгамбры» Обращается Дебюсси и к современным ритмам, например: Дебюсси  «Кукольный  кэк-уок» - https://youtu.be/KTTRhvqOYVw
 Есть пьесынавеянные сказочными и легендарными мотивами  «Феи  прелестные танцовщицы»«Затонувший собор»- https://youtu.be/IbFRNFORysE«Танец Пека».
Ø Ряд пьес связан с другими видами искусствс поэзией («Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют»«Террасаосвещаемая лунным светом»), с произведениями античного изобразительного искусства («Дельфийские танцовщицы»«Канопа»). Важно подчеркнутьчто в изображении всех этих сюжетовДебюссипрежде всегоинтересует атмосфераокружающая данный образ,  его фон. Дебюсси важно показать эмоциональное восприятие этого явленияПоэтому изображаемые им образы часто зыбкиенеуловимыерасплывчатыеускользающиеОтсюда идет и тяготение композиторов-импрессионистов не к крупным формама к миниатюрамв них легче передать мимолетные впечатления от различных явленийсмену настроений.
Произведения композиторов импрессионистов  программныДля композиторов-импрессионистов характерна картинно-созерцательная программностьбез активного развития образасюжетаПрограммные заголовки и литературные комментарии носят условный характерОни выражают лишь общую поэтическую идеюживописно-картинныйа не сюжетный замысел сочиненияК тому жекак бы не желая «навязывать» свой замысел исполнителю и слушателюДебюсси в прелюдияхнапримервыносит заголовок в конец пьесызаключая его в скобки и окружая многоточием.
Для Дебюсси очень важна образная сторона исполнения его пьесТак как в них нет последовательного развития сюжетато на первый план выходят живописно-красочные задачиЧтобы выразить их максимально точноДебюсси использует словесные указания в своих произведениях и уточняющие пояснения для исполнителяНапример«как отдаленный звук рога»«как нежное и печальное сожаление»«как гитара»«почти барабан»«тихо звучит в густом тумане»«вибрируя»«колко»«нервозно и с юмором»Это может быть даже развернутое описаниекакнапримерв «Шагах на снегу»«Этот ритм должен соответствовать по звучанию печальному и холодному фону пейзажа»Подобные авторские указания подчеркивают стремление композитора подчинить техническиевиртуозные задачи картинно-живописнымхудожественным.
Клод Дебюсси   «Шаги на снегу»- https://youtu.be/wq1t94uBbeo
Живописный импрессионизм очень сильно повлиял на музыку в области средств выразительности. Так жекак и в живописипоиски Дебюсси и Равеля были направлены на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыкиЭти поиски коснулись ладагармониимелодииметроритмафактурыинструментовкиДебюсси и Равель создают новыйимпрессионистский музыкальный язык.
Значение мелодиикак основного выразительного элемента музыки ослабляетсяона растворяется в гармоническом фонеНет яркихшироких мелодийлишь мелькают короткие мелодические фразыЗато необычайно возрастает роль гармонииНа первый план выступает ее красочное значениеВ произведениях импрессионистов очень важен колоритКрасочность звучания достигается использованием новыхнеобычных аккордов терцовой и нетерцовой структурыв соединении которых преодолеваются вводнотоновые тяготенияХарактерны сложныенеустойчивые гармонииувеличенные трезвучияуменьшенные септаккордынонаккордыРасширяют вертикаль до двенадцатизвучияокружают терцовую структуру побочными тонамииспользуют параллельное движение аккордовНапримерв пьесе Дебюсси «Затонувший собор» - https://youtu.be/IbFRNFORysE

Важную роль для создания особой красочности звучания играют лады.  Дебюсси и Равель часто обращаются к старинным народным ладамдорийскомуфригийскомумиксолидийскомупентатонике. Напримерв пьесе «Пагоды» - пентатоникаИспользуют лад с двумя увеличенными секундами  «Ворота Альгамбры»необычные сочетания мажора и минора  «Снег танцует». Кроме мажорных и минорных  ладовобращаются к целотонному ладу - «Паруса»к хроматическому  «Чередующиеся терции»Такое разнообразие ладовой палитры у музыкантов-импрессионистов аналогично огромному обогащению цветовой палитры у художников-импрессионистов.
Для музыки Дебюсси и Равеля становится характернымнеожиданная смена далеких тональностейсопоставление тоник разных тональностейупотребление неразрешенных диссонантных созвучийВсе это ведет к размыванию ощущения тональностиладовых устоевк затушевыванию тоникиОтсюда тональная неопределенностьнеустойчивостьТакое «балансирование» между далекими тональностямибез явного предпочтения одной из нихнапоминает тонкую игру светотеней на полотнах художников-импрессионистовА сопоставление нескольких тонических трезвучий или их обращений в отдаленных тональностях производит впечатлениеаналогичное мелким мазкам «чистых» красокрасположенных рядом на холсте и образующих неожиданные новые цветовые сочетанияНапримерноктюрн Дебюсси «Облака»:  https://youtu.be/8y_ep4ucCt8
В этой пьесе Дебюсси дает такое литературное предисловие«Облака  это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проходящими и тающими серыми облакамиудаляясьони гаснутнежно оттененные белым светом»Пьеса воссоздает живописный образ бездонной глубины неба с его трудно определимым цветомв котором причудливо смешиваются разнообразные оттенкиОдна и та же поступеннаякак бы колышущаясяпоследовательность из квинт и терций создает ощущение чего-то застывшегоменяющего лишь изредка оттенки
Вместе с ладогармоническим языкомосновную выразительную роль в произведениях импрессионистов играет оркестровка.
Оркестровый стиль Дебюсси отличается особо ярким своеобразиемДебюсси обладал удивительным даром слышать внутренний голос инструментаего звучащую душуРазрушая стереотипы и привычные представленияДебюсси открыл красивое и неслыханное доселе звучаниеЭта способность позволила композитору понять и раскрыть сущность инструментаОна помогла услышать в звуке альтовой флейты печальный звук рогатеряющийся в листвев звуке валторны  тоску человеческого голосазаглушаемого журчанием водыа во флажолетах струнных  капли дождястекающие с мокрых листьевДебюсси значительно расширяет колористические возможности оркестраКомпозитор редко вводит в оркестр новые инструментыно использует множество новых приемов в звучаниикак отдельных инструментовтак и групп оркестраУ Дебюсси преобладают «чистые» тембрыгруппы оркестра (струннаядеревянная духоваямедная духоваясмешиваются редкозато возрастает красочно-колористическая функция каждой группы и отдельных солирующих инструментовСтрунная группа теряет свое господствующее значениеа деревянные духовые занимают центральное место в силу яркой характерности тембровУсилилась роль арфыее звучание вносит прозрачностьощущение воздухаДебюсси использует необычные регистры инструментовразнообразные приемы игрыКак новую тембровую краску Дебюсси использует человеческий голосНапримерв пьесе «Сирены» из сюиты «Ноктюрны» композитору главное не изобразить пение сирена передать игру света на морских волнахмногообразный ритм моря «Сирены»: https://youtu.be/3w9-bGd5SBA

Со времён античности в мировой эстетике господствовала теория подражания в искусствеимпрессионисты утвердили новую концепциюсогласно которой художник должен воплощать на своих полотнах не объективный окружающий его мира своё субъективное впечатление от этого мира. Многие направления в искусстве последующего, XX векапоявилисьблагодаря новым методам импрессионизма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий